Пуританская библиотека

Джон Оуэн. Качество мышления как признак духовного состояния (отрывок из ПСС Д. Оуэна, т. 7, 1667)




Переведенный фрагмент работы Джона Оуэна (John Owen), 1667. Текст воспроизведен по изданию:Голоса вопиющих в пустыне. Выдержки из трудов великих мастеров душепопечения / сост. Рон Харрис ; [пер. с англ. В. Краснощок]. - К.: Рука Допомоги: София, 2012., с. 103-105. Данный перевод выполнен по изданию: The Works of John Owen, vol. 7. Edinburgh: Banner of Truth Trust, 1967, pages 275-277. 

 

Мысли и размышления, которые исходят из духовных устремлений, это первое, из чего состоит и в чем проявляется духовное разумение. Наши мысли подобны весеннему цветению деревьев. Весной много деревьев, усеянных цветом, но зачастую на них бывает мало плода. Большая часть цвета со временем увядает и опадает, так и не принеся плода, и лишь оставшийся цвет со временем сменяется плодами, хорошими иди плохими. Как дерево усыпано весенним цветом, так человеческий разум полон мыслей. Многие из них улетают бесследно и ни к чему не приводят. Иногда меньше всего плода можно наблюдать там, где ум преизобилует мыслями, - его энергия расходуется и поглощается процессами мышления. Но каким бы ни был внешний плод – хорошим или плохим, - он порождается мыслями. Обратите внимание, что характер наших мыслей (особенно непроизвольных, первых мыслей) лучше всего подскажет духовный ли у нас склад ума, потому что «каковы мысли человека, таков и он сам», Пр. 23:7!

 

Не следует судить о том, в каком состоянии находится сердце человека, тогда, когда он переживает сильные и жесткие искушения, ибо в это время его разум преисполнен мыслями о самом разном, независимо от того, что их возбуждает, - подстрекательства сатаны, внутренний мрак, проблемы или страхи. В такое время человека можно сравнить со штормом на море. Потоки мыслей бросают его из стороны в сторону, даже туда, куда обычно его стопы не ступают. Именно обычные непроизвольные мысли лучше всего отражают состояние нашего ума. Характер почвы определяют по растительности, которая на ней растет. Так и расположение сердца можно увидеть по характеру преобладающих непроизвольных мыслей. Они изначальные действия души; они - путь, по которому сокровища сердца отправляются во внешний мир; они - бьющие из фонтана струи.

 

Сердце каждого человека - сокровищница, наполненная добром или злом, как говорит наш Спаситель. Чем бы человек ни обладал, будь то хорошее иди плохое, оно там - в сокровищнице сердца. Снова и снова эту сокровищницу открывают, выносят из нее сокровища и тратят их, но исчерпать её до конца невозможно. Никакие растраты не заставят иссякнуть этот источник, - источник либо благодати, либо свойственной человеку природы. Более того, как только его открыть, он становится сильнее и быстротечнее. И чем больше мы расходуем сокровище своего сердца (будь-то доброе иди злое), тем более обильным оно становится. Пользуясь сокровищем и расточая его, мы приумножаем то доброе или злое, что есть внутри нас. Главным образом это проявляется в помышлениях: если сердце злое, то и мысли в нем тщетные, грязные, порочные, нечестивые и глупые; а если сердце находится под благодатью, тем самым образуя добрую сокровищницу, то из него исходят соответственные мысли, текущие в согласии с намерениями сердца.

 

Когда я говорю, что мысли являются наилучшим показателем состояния нашего ума и сердца, я имею в виду обычные мысли, непроизвольные мысли, которые появляются в соответствии с нашими внутренними наклонностями. У людей может возникать множество мыслей о своем призвании, работе и жизненных делах, которые не дают истинной оценки внутреннего состояния их сердец. Например, человек, чье призвание и работа изучать и преподавать Писание, не может не иметь много мыслей о духовных вещах, но его разум может быть (а часто так и есть) далеко не духовен. Рассуждения над Писанием из необходимости не делает ум духовным и не является показателем духовности. Проповедующие Слово должны тщательно проверять себя в этом вопросе. Поразмышляйте над стихом из книги Иезекииля 33:31. Задумайтесь о том, в каком направлении обычно скользят ваши мысли, по каким тропинкам они бегут в те моменты, когда различные внешние обстоятельства не тревожат вас. Если мысли окажутся тщетными, глупыми, грязными, исполненными гордости, честолюбия и чувственности, то таково и состояние ума, но если они о святом, духовном и горнем, то и ум - такой же.

 

Обратите внимание на описание разума невозрождённых людей в Писании: «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Они постоянно изобретают и фантазируют в своих сердцах, а затем облекают это все в мысли, которые тщетны, глупы и злы. Все другие мысли в них появляются случайно. Невозрождённые люди являются естественной, подлинной производной своих сердец. Бездну зла, глупости и нечестия, которые переполняют сердце человека, наиболее явно (а иногда и прежде всего) можно обнаружить посредством бесчисленного множества злых представлений, каждый день производимых сердцем и изливающихся из него. Так о нечестивых говорится, что они - «как море взволнованное, которое не может успокоиться, и волны которого выбрасывают ил и грязь» (Ис. 57:20). Подобно воде, наполняющей море, их сердца преисполнены зла. Это море зла находится в постоянном волнении и непрерывном движении от их стремительных желаний, его волны постоянно выносят грязь злых помыслов. Самым лучшим и верным признаком, определяющим внутреннее состояние ума - плотского иди духовного, - являются те непроизвольные мысли, которые преобладают в сердце человека. Поэтому, обладать духовным умом - значит, прежде всего, направлять к духовному те мысли, которые обычно увлекают нас и четко выражают наши страстные устремления. В этом и состоит духовный ум или ум, водимый Духом.



Обновлен 15 ноя 2016. Создан 11 июн 2016