Пуританская библиотека

Томас Мантон. Умерщвленный взгляд (отрывок из проповеди "Mortified Eyes", 1660)




 

Умерщвленный взгляд. 

 Проповедь XLII (фрагмент).

(from: The Complete Works of Thomas Manton, Volume 6.)

 

«Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем».(Пс.118:37)


Первое прошение в этом стихе содержит в себе просьбу об устранении препятствий для послушания; второе — просьбу о возрастании в благодати. Оба прошения соединены друг с другом, и имеют взаимное влияние. Если мы не отвратим глаза от суеты и тщеславия, мы скоро умертвим наше сердце. Когда наши привязанности живы для мирских вещей — они мертвы для Бога. Поэтому, чем меньше мы пускаем наши сердца к этим вещам — тем более живой и искренней является работа нашего послушания. С другой стороны, чем больше обновляется и воплощается на практике сила благодати, — тем больше грех умерщвляется и покоряется.

 

1.  Это касается тех, кто ходит с Богом и отвращает взгляд от мирских вещей (worldly things). Тот, кто будет исполнен жизни и ревности на путях Божьих, должен сначала быть умерщвлен для греха. Говоря о плодах смерти Христа, апостол упомянул о смерти для греха — ради жизни для правды (1 Петра 2:24). Если кто-то будет жить со Христом — то сначала он должен научиться быть мертвым для греха. Невозможно, чтобы грех и благодать процветали в одном и том же субъекте.

 

2.  Великим средством умерщвления является охрана чувств (guarding the senses) — зрения, слуха, вкуса, осязания — для того, чтобы они не вовлекали наше сердце в грех. Я говорю об этом в целом, потому что святые, которые заботятся о своих глазах, не станут небрежно относиться к слуху  и остальным чувствам. Мы должны следить сразу за всеми чувствами. Когда на город совершается нападение, и оказывается что одни ворота  были открыты, то это то же самое, будто были открыты и все остальные. Грех находит свой вход и выход посредством чувств, поэтому большая часть опасности находится именно в них.  Множество вещей, которые попали в нашу душу через ворота чувств, надолго оседают в душе, находя в ней свое место, и хотя кажется, что эти образы совсем лишены жизни, они вскоре оживут и покажут себя в своей силе. Нет никакого способа сохранить сердце — если мы не будем следить за взглядом. В каждом существе сатана заложил для нас ловушку, чтобы увести наши сердца и чувства от Бога. Чувства всегда готовы принимать эти ранящие сердце внешние предметы, будто бы эти вещи сами и есть наше сердце. Если же сердце отравлено грехом и стало для него слугой — это значит, что наши чувства сделались «орудиями неправды» (Римлянам 6:13). Земные объекты производят соответствующие природе чувств и характера впечатления, и чувства выбирают объекты стремлений нашей души; поэтому, если мы позволяем чувствам блуждать, сердце будет охвачено огнем.

 

3.  Прежде всех чувств должно быть охраняемо око. Во-первых, потому что это самое благородное чувство, данное нам для высоких целей. Зрение это не только естественный взгляд (natural eye), информирующий нас о полезных и вредных для естественного человека вещах, — но также и око духовное, которым мы узреваем вещи, могущие помочь нам обратить разум к небесным размышлениям.  Созерцая совершенство творения, мы можем также восхищаться более выдающимся совершенством Того, Кто его создал: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Псалом 18:2). «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Римлянам 1:20). Совершенства творения должны влечь нас к Богу — а сознание недостатков творения должно отталкивать нас от него. Око, смотря как оно используется, будет либо помощником нам, либо ловушкой: либо оно впустит в душу искры искушения, либо зажжет огонь истинной преданности. Это окна, которые Бог поставил на вершине здания, чтобы человек оттуда смог созерцать Божьи дела и возвещать Небеса.

 

Во-вторых, потому что глаза оказывают большое влияние на сердце, склоняя его либо на добро, либо на зло, но в основном на зло. В этом падшем состоянии человека мы переходим от созерцания к желанию (by looking—we come to liking) и мы невольно желаем того, что мы видим. «чтобы вы…не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству» (Чис.15:39). «Если стопы мои уклонялись от пути и сердце мое следовало за глазами моими» (Иов 31:7). Глаза это шпионы сердца, приносящие ему соблазны; глаз видит, затем сердце жаждет, а тело совершает зло. Более опасно видеть зло, чем его слышать.



Создан 21 авг 2018