Пуританская библиотека

Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма (отрывки)




Любить Тебя только для себя, для добра, которое Ты можешь дарить, не значит потерять себя в Тебе, но терять Тебя в себе! Что же тогда нужно сделать, чтобы нам потерять себя в Тебе? Мы должны отказаться, забыть и навсегда потерять из виду себя, принять часть с Тобой и сиять. О Боже, быть против себя и своего, больше не иметь своеволия, славы или мира, но только Твое. Словом, мы должны любить Тебя без самолюбия, но только любить в Тебе и для Тебя.(Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 18).

 

О непознанные права Бога! О неблагодарность и дерзость творения! Несчастное ничтожество! Что есть у тебя, что принадлежит тебе! Что есть у тебя собственного? Что есть у тебя, что не пришло свыше и не возвратится туда? Все! Да, даже я, разделяющий с Богом Его дары, являюсь даром Божиим и был сотворен только для Него. Все внутри тебя кричит против тебя и за твоего Создателя. Будь же безмолвен тогда, ты, сотворенный, отрицающий своего Создателя и отдай себя полностью Ему. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 20).

Я предаю себя, Отче, в Твои руки. Ваяй и обновляй эту глину, формируй ее или размельчи ее по атомам. Она Твоя и добавлять здесь нечего. Только позволь ей всегда быть подвластной Твоему вечно благословенному замыслу. Я желаю во всем угождать Тебе. Для Тебя я и был создан. Требуй, заповедуй, запрещай. Что Ты желаешь от меня? Чего не желаешь? Возношения или унижения, радости или страдания, выполнения Твоего дела или отложения его. Я буду всегда хвалить Тебя подобающе, подчиняя свою волю Твоей! Ничего не оставляю для себя, но, как Мария, скажу: «Да будет мне по слову Твоему!» (Лук 1:38) <...> Дай мне сил больше не спорить с благодатью, но смиренно отрекаться от себя, чтобы она действовала. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 22-23).

Истинная молитва — это молитва сердца, которое молиться только о том, чего желает. Молиться — это значит желать, но желать того, что угодно Богу <...> Кресты, внешнее и внутреннее уничижение, отказ от собственных желаний, смерть своего «я» и учреждение престола Божьего на руинах самолюбия — вот истинное благо. Не желать этого — значит не молиться. Истинная молитва предполагает искать это благо серьезно, трезво, постоянно и во всех деталях жизни. Не делать этого — значит уподобляться несчастному, который выдает себя за счастливого. Увы! Сколько душ, преисполненных самолюбия и мнимого желания совершенства, окруженных полчищем пороков, никогда не произносили истинную молитву сердца! Об этом св. Августин говорит: «Кто любит мало, тот молится мало, а кто любит много, тот и молится много» (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 27).

Любовь желает Бога, Который дал бы нам то, в чем мы нуждаемся и чтобы Он принимал во внимание меньше нашу непрочность, чем чистоту наших намерений. Она даже покрывает наши мелкие пороки и очищает нас как поедающий огонь; (Рим.8:27)  «Он ходатайствует за святых по воле Божией, ибо мы не знаем о чем молиться как должно» и в нашем невежестве часто просим то, что было бы вредно для нас. Мы хотели бы иметь пыл посвящения, выдающиеся радости и очевидные совершенства, которые послужат воспитанию внутри нас жизни нашего «я» и доверия собственной силе. Но любовь ведет нас к тому, чтобы мы отказывались от себя и предались всем действиям благодати, отдающих нас полностью в распоряжение Божией воле, и таким образом приготовляя нас ко всем Его сокровенным замыслам. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 28).

Первый результат искренней любви это серьезное желание знать все, что мы должны делать, чтобы удовлетворить Цель нашей любви. Любое другое желание есть доказательство того, что мы любим себя под отговоркой любви к Богу и что мы ищем пустое и обманчивое утешение в Нем и что мы использовали бы Бога, как инструмент для нашего удовольствия, вместо принесения в жертву этого удовольствия для Его славы. Бог запрещает Своим детям так любить Его! Чего бы это ни стоило, мы должны и знать и делать безоговорочно то, что Он требует от нас. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 29).


Мы должны знать не только все тайны Иисуса Христа и истины Его Евангелия, но также и все, что они должны произвести в нас для нашего возрождения. Мы должны быть украшены и пронизаны ими, как шерсть окрашивается краской. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 29).

 

Молитва, молитва! Только ты наша единственная безопасность. «Благословен Бог, Который не отклонил мою молитву и Своего милосердия от меня" (Пс.116:20) Для того, чтобы быть преданным в молитве, необходимо распределить все дела в нашем дне с такой последовательностью, которую ничто не может потревожить. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 33).

 

Мы должны подражать Иисусу. Живите, как жил Он, думайте, как думал Он, и сообразуйтесь с образом Его. Это и есть путь освящения. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 35).

Самый безопасный и самый короткий курс — это отказаться, забыть и отвергнуть себя и через верность Богу не думать об этом. Это и есть всякое благочестие, в том, чтобы уйти от себя и самолюбия, чтобы войти в Бога. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 40).

Как будешь блажен ты, если отдашь себя в руки Божии, позволив Ему делать все, что Ему угодно, не по твоим желаниям, а по Его собственному благоволению! (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 45).

Одно из кардинальных правил духовной жизни заключается в том, что мы должны жить исключительно настоящим моментом, не уходя от него. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 45).

 

Простое умерщвление состоит ни в чем ином, как в непоколебимой преданности провиденческим крестам, и часто гораздо ценнее, чем серьезная строгость, которая делает жизнь более выдающейся и соблазняет к тщеславному самодовольству. Кто не отвергает ничего из приходящего от Бога и не ищет чего-то вне этого Божьего распорядка, может никогда не бояться закончить свое дело без приобщения кресту Иисуса Христа. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 48). 

Отказываться от себя значит считать себя нулем; и кому это трудно, тот уже познал, что такое самоотвержение, на которое так восстает наша природа. Так как ты почувствовал удар, то очевидно, что это стало раной в твоем сердце; позволь трудиться всемогущей руке Божией в тебе, поскольку Он хорошо знает, как отделить тебя от самого себя. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 50).

Не существует промежуточного курса: мы должны приписывать все заслуги либо Богу, либо себе. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 51).

Живите доверием, все, что есть в вас, и все, что вы есть, дано вам взаймы. Используйте это по воле Того, Кто дает, но никогда не считайте своей собственностью. Это и есть истинное самоотвержение, дух самоотречения, доверие Тому, Кто единственный является истинным Господином всего сущего. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 55).

Я знаю лишь два средства против искушений. Во-первых, необходимо искренне следовать за внутренним светом, серьезно и немедленно обрывать все, что может возбудить или укрепить искушение. Нам не всегда удастся избежать зла, но мы всегда должны бороться с его проявлениями. Другое средство заключается в обращении к Богу при каждом искушении, даже в том случае, если мы уже частично подверглись ему. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 57).

Истинный прогресс не состоит во множестве представлений, ни в строгости и неприятности и борьбе; это просто нежелание ничего и всего, кроме послушания, безоговорочно и без выбора бодро совершать каждодневный путь, как Провидение назначило нам. Не стремиться ни к чему, не отказываясь ни от чего, находить все в текущем моменте, и в страдании искать Бога, Который производит все, чтобы совершать Свое благоволение внутри нас, и через нас без малейшего сопротивления. О как блажен тот, кто достиг этого состояния! И как полна благами его душа, когда она кажется пустой от всего! Будем молиться Господу, чтобы Он открыл нам всю бесконечность Его отцовского сердца, в которое наше собственное сердце могло погрузиться и потеряться так, чтобы оно могло стать единым с Его сердцем! Таково было желание Павла о преданности, когда он стремился к ним в Иисусе Христе. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 58).

Что бы вы сказали о путешественнике, который, вместо того, чтобы постоянно двигаться вперед, проводит все время в предупреждении возможных падений или со слезами вспоминает место, где это случилось? (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 60).

Достаточно в каждом дне и хорошего и плохого. Это ежедневное выполнение воли Божией есть пришествие Его царства внутри нас и в то же самое время наш ежедневный хлеб. Мы должны быть на самом деле неверующими и виновными в языческом недоверии, если желаем проникнуть в будущее, которое Бог скрыл от нас, оставьте будущее Ему. Пусть Он сделает его либо коротким, либо длинным, горьким или сладким. Позвольте Ему сделать с ним то, что Ему угодно. Наиболее совершенная подготовка к этому будущему, каково бы оно ни было — это умереть для нашей собственной воли и уступать себя полностью Ему. Мы будем в этом складе ума готовыми принять всякую благодать, нужную для любого состояния, которое является волей Божией внутри и вокруг нас. <...> Когда мы, таким образом, подготовлены ко всему, мы начинаем чувствовать Камень под нашими ногами у самого обрыва пропасти. Мы готовы предположить всякое зло с нашей стороны, которое мы можем вообразить, но мы бросаемся вслепую в руки Божии, забывая и теряя все. Это забывание себя есть наиболее совершенный отказ от себя и принятие Бога. Это значит принести в жертву самолюбие. Было бы в тысячу раз более приятнее обвинять и судить нас, мучить тело и разум, чем забыть себя. Такое отвержение есть уничтожение самолюбия, в котором больше не найти никакого питания. Тогда сердце начинает расширяться. Мы начинаем чувствовать себя легче, сбросив бремя нашего «я», которое мы прежде несли. Мы изумляемся, созерцая простоту и прямоту пути. Мы думали, что была потребность борьбы и постоянной практики, но мы теперь чувствуем, что нужно делать немного, ибо достаточно взирать на Бога с доверием, не рассуждая ни о прошлом, ни о будущем, относиться к Нему как к любящему Отцу, Кто ведет нас каждый момент Своей рукой. Если некоторое отвлечение или что-то другое скрыло Его на мгновение, то, не переставая смотреть на Него, мы просто обращаемся снова к Нему от того, к чему мы ушли. Если мы совершаем ошибки, то мы раскаиваемся с раскаянием, полным любви и, возвращаясь к Богу, Он дает нам почувствовать то, что мы должны. Грех кажется отвратительным, но мы любим Бога и унижение от падения есть причина, по которой Бог разрешил это. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 61-62).

Мы должны считать меньшими по значимости чувственные устремления и меры мудрости, которые изобретены для нашего собственного совершенства, чем простоту, смирение, отказ от наших собственных усилий и совершенную склонность ко всем видам благодати. Все остальное склонно украшать наши добрые дела и таким образом вдохновлять тайную уверенность в наших собственных силах. Будем молить Бога, чтобы Он выкорчевал бы из наших сердец все наши собственные насаждения и посадил там Своими собственными руками дерево жизни, приносящее соответствующие плоды. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 66).

Короче говоря, мы отказываемся от себя и предаемся в руки Божии и видим себя в Нем, поскольку мы должны быть несчастны, если мы живем в самих себе. Мы не желаем видеть ничего из того, что Ему угодно скрыть от нас. Поскольку мы любим Его бесконечно больше чем себя, мы приносим безоговорочную жертву нас самих благоугодно Ему; желая только любить Его и забывать себя. Тот, кто таким образом великодушно теряет свою душу, должен найти ее снова с вечной жизнью. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 68).

Какую эффективность ожидать от слов пасторов или даже от самого Священного Писания, если мы не слышим внутри себя голоса животворящего Святого Духа? Сказанное слово, даже выдержка из Евангелия, не оживленная Святым Духом будет лишь пустым звуком. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 70).

 

О, душа, избавленная от себя и отданная благодати, считающая себя, как ничто и ходящая не думая о себе, желающая чистой любви, которая является совершенным принципом, имеет опыт, который мудрый не может ни получить, ни понять! (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 72). 

Нельзя отчаиваться от ощущения собственной слабости и от необходимости постоянно действовать, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни. Уныние не есть плод смирения, это - плод гордости, хуже которого ничего не может быть. Предположим, что вы преткнулись или даже упали. Встанем же и пойдем дальше. Падения полезны, если они освобождают нас от ничтожного доверия к себе и сохраняют смиренное и благотворное доверие Богу. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 75).

Посмотрите, Бог не так много смотрит на наши действия, как на мотив любви, из которой они исходят, а также на склонность нашей воле к Его воле. Люди судят наши дела по их внешнему виду, но у Бога то, что больше всего ослепляет в глазах человека, не так ценится. Он желает чистого намерения, волю, готовую ко всему и всегда уступчивую в Его руках и честном отказе от себя. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 78).  — Сравни с мыслями Марка Аврелия: Душе, готовой ко всему, не трудно будет, если понадобится, расстаться с телом, все равно – ждет ли ее угашение, рассеяние или новая жизнь (Medit.XI.3).

Наша беда в том, что мы привязаны к творению и еще больше к себе. Бог готовит ряд событий, которые постепенно избавят нас от этой привязанности. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 88).

За исключением греха ничто не случается в этом мире без воли Божией. Он есть автор, правитель и дающий все. Он перечислил волосы на нашей голове, листья каждого дерева, песок на морском берегу и капли океана. Когда Он сотворил вселенную, его мудрость взвесила и измерила каждый атом. Он вдыхает в нас дыхание жизни и обновляет его каждый миг. Он только знает число наших дней и держит в Своей всемогущей руке ключи смерти, чтобы открывать или закрывать ими. То, чем мы восхищаемся — как ничто в глазах Божиих: немного более или менее жизни является различием, которое исчезает в свете вечности. Какая разница в том, когда этот хрупкий сосуд, эта глиняная хижина разрушится и сойдет к пеплу, немного раньше или позже? (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 89).

О! Как близоруки и обманчивы наши представления! Мы впадаем в ужас от смерти человека в рассвете сил. «Какая ужасная потеря!» — восклицает мир. Кто потерял? Мертвый? Он потерял несколько лет тщеславия, иллюзий и опасности для его бессмертной души. Бог вытащил его из сосредоточия его несправедливости и отделил его от растленного мира и его собственной слабости. Друзья, которых он оставил? Они лишены яда мирского счастья, они теряют бесконечное отравление. Они избавляются от забытья Бога и себя, в котором они лежат, но они получают счастье отделения от мира через добро испытаний. Тот же самый удар, который дает смерть, готовит оставшихся в живых страданием первых к делу своего спасения. О! Разве не истинно, что Бог благ, милосерд, сострадателен к нашей нищете, даже когда Он, кажется, низвергает Свои громы на нас и мы открываем уста в жалобе на Его суровость! (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 89).

Отвращение к жизни есть результат ослабления нашего самолюбия. Больной человек думает, что ночь никогда не закончится, потому что он не спит, но не больше, чем другие. Мы преувеличиваем все наши страдания нашей трусостью. Они велики, это истинно, но они увеличены робостью. Способ уменьшить их состоит в том, чтобы отказаться от себя и смело отдаться в руки Божии. Мы должны страдать, но цель нашей боли — очистить наши души и сделать нас достойными Его. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 90).

Блаженны те, которые никогда не колеблются, которые боятся только одного — промедления. Блаженны те, которые предпочли бы нанести себе ущерб большой, чем малый! Блаженны те, которые просят испытания и смело переносят их, которые идут на Божие обрезание! Блаженны те, которые почитают себя за ничто, не позволяют Богу щадить себя! Но трижды блаженны те, кого все это не пугает! (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 96-97).

Даже в земной жизни Ты, о Жених душ, которые не сопротивляются Тебе, даруешь им предвкушение этого счастья! Они желают всего и ничего. Эти души, не привязанные ни к чему сотворенному и не размышляющие о себе, вступают в Твою необъятность! Ничто не останавливает их, они все более и более теряются для мира, и хотя их вместимость увеличивается до бесконечности, которую Ты наполняешь, они всегда удовлетворены. Они не говорят, что счастливы, но чувствуют себя счастливыми. Счастье обладает ими. Спросите их в любой момент, хотят ли они избавиться от лишений, иметь то, чего не имеют. Они ответят без колебания и размышления: «Мы будем такими, какими Бог желает нас видеть, и этого довольно». (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 97).

Христианское совершенство это не строгое, утомительное, стесненное занятие, как многие представляют. Оно требует только полной отдачи всего Богу из глубин души, и с того момента, как это выполнено для Него, оно становится легким. Те, кто является Божиими без остатка, постоянно довольны, поскольку они желают только того, что желает Он и желают делать для Него то, что Он желает от них. Они раздевают себя от всего и в этой наготе находят, что все вернулось к ним в стократном размере. Мир в совести, свобода духа, сладкий отказ от себя в руку Божию, радость принятия света, всегда возрастающего в их сердцах, и наконец свобода душ от неволи опасений и желаний этого мира, это составляет то возвращение к счастью, которую истинные дети Бога получают в сотню раз больше посреди своих испытаний, оставаясь преданными. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 99).

Бог требует от души неразделенной любви и такого состояния воли, при котором она желает только того, чего желает Он, и решительно отвергает то, что Он не приемлет. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 99).

Мы должны быть возрождены, отказаться и ненавидеть себя, стать детьми, быть нищими духом, плакать, чтобы быть утешенными, и быть не от мира сего, который проклят за свои беззакония. Многие боятся этих истин и их опасение происходит от этого: зная требовательную природу благочестия, они не осведомлены о его дарах и духе любви, которые делают все это легким. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 101).

Имеется всего лишь один путь, по которому Бога нужно любить, и это значит не предпринимать никакого шага, кроме как с Ним и для Него, и следовать со щедрым самоотказом от всего, что Он требует. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 101).

Если мы нашли Бога, нам уже ничего не нужно искать среди людей (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 107).

Блаженны нищие духом! Блаженны те, кто лишен всего, даже своих собственных желаний, чтобы больше не принадлежать себе! Как нищий духом он отдал все Богу! Но как наша воля станет права, когда она не полностью соответствует воле Божией? Мы желаем того, что Он желает. Чего Он не хочет, того и мы не хотим. Мы прилепляемся своими слабыми волеизъявлениями к этой всемогущей воле, которая управляет всем. Таким образом ничто не может когда-либо произойти вопреки наших желаний. Ибо ничего не может случиться вопреки воле Божией, и мы находим в его благоволении неистощимый источник мира и утешения. Внутренняя жизнь — это начало благословенного мира святых, которые вечно взывают: Аминь, Аминь! Мы превозносим, мы хвалим, мы благословляем Бога во всем. Мы видим Его постоянно, и во всем Его отеческая рука — единственная цель нашего созерцания. Больше нет никаких зол, ибо даже наиболее ужасное, которое может придти к нам, содействует нам ко благу, как св. Павел говорит, тем, кто любит Бога (Рим.8:28). Можно ли назвать злом страдание, которому Бог предназначил очищать и делать нас достойными Его? Возложим тогда все наши заботы к груди столь благого Отца и будем переносить от Него все как Ему угодно. Будем довольны принятием Его воли во всем, и откажемся от нашей собственной воли абсолютно и навсегда. Как мы можем сохранить что-нибудь для себя, когда мы даже не принадлежим себе? Раб не имеет ничего. Насколько же меньше тогда должны иметь мы, кто сами по себе всего лишь ничтожество и грех, и кто обязан во всем только благодати! Бог подарил нам только волю, свободную и способную для себя — обладания, чтобы мы великодушно воздали за этот дар, возвратив ее законному владельцу. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 111).

О насколько выше по сравнению с такими пылкими и просвещенными душами, всегда идущих в добродетели по дороге их собственного выбора, те смиренные сердцем, которые отказываются от собственной жизни и всякого эгоистичного движения, и отклоняют всякую волю, кроме Божией, которую Он открывает каждый миг по Своему Евангелию и Провидению! Здесь находится значение тех слов Господа: «Если кто хочет следовать за Мной, то отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф.16:24; Лк.14:33). Мы должны следовать за Иисусом Христом шаг за шагом, а не за собой. Мы можем следовать за Ним, только отвергнув себя, и чем это может быть, как кроме полного отказа от всякого своего права? И так св. Павел говорит нам: «вы не свои» (1Кор.6:19). Нет ничего, что остается принадлежащим нам! Жаль того, кто вновь держится за что-то после того, как однажды отказался от этого! (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 112-113).

Быть одинаково готовым ко всему, желать угодное Ему и отдать себя в Его руки, подобно игрушке в руках дитя. Не устанавливать никаких границ нашей самоотверженности, иначе совершенное господство Божие не может пребывать в нас, это действительно самоотвержение. Так подобает относиться к Нему как к Богу, а к себе как к Его творению, созданным исключительно для Него. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 113).

Боль, которую мы переносим от многих случайностей, является результатом того, что мы полностью не преданы Богу во всем, что с нами происходит. Тогда отдадим все Ему в руки и принесем все Ему в наших сердцах, как жертву навсегда. С того момента, когда вы прекращаете желать чего-нибудь по вашему собственному суждению и начинаете желать все также, как Бог желает этого, то вы освободитесь от своих прежних мучительных размышлений и неприятностей о своих заботах. У вас больше не останется желания скрыть что-то или заботиться о чем-то.До этих пор вы будете в беспокойстве, нерешительными в своих взглядах и удовольствиях, легко разочарованными другими и чуть удовлетворенными собой, полными разных осадков и недоверия. Ваши добрые намерения, пока они не станут истинно смиренными и простыми, будут только мучить вас. Ваше благочестие, хотя и искреннее, станет скорее внутренним упреком, чем поддержкой или утешением. Но если вы откажетесь от себя от всего сердца и предадите Богу, то наполнитесь миром и радостью во Святом Духе. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 115-116).

Жаль вас, если цените человека в деле Божием! Малейшее уважение человеческого мнения высушивает поток благодати и усиливает нерешительность. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 116).

Мы должны радоваться тому, что воля Божья исполнилась в нас, и не для нашего счастья и совершенства, а для Его собственного благоволения и славы (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 119).

Суды Божии не пугают нас, поскольку мы отказываемся от себя и предаемся им, умоляя о Его милосердии согласно нашей приученности доверять, жертвовать и абсолютно уступать. Чем больше отдачи, тем более течет мир и в такое превосходное место он помещает нас, что мы готовы ко всему. Мы все и ничто, мы столь же бесхитростны как младенцы. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 121).

Ложная мудрость, с другой стороны, всегда занята собой, постоянно ревнует о собственном совершенстве, очень страдает всякий раз, когда чувствует самое маленькое пятнышко несовершенства. Тот человек, кто прост и отделен от себя, не терпит неудачу в достижении совершенства. Он более успешен, поскольку он забывает себя и никогда не мечтает о добродетели в любом другом свете, чем в выполнении воли Божией. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 121).

Мое сердце страдает. Ему причиняет боль самолюбие, которое еще живет во мне, но мертвое не может страдать. Если бы мы были мертвы для себя, и наша жизнь была бы сокрыта со Христом в Боге, (Колос. 3:3), мы бы не ощущали духовных страданий, которые сокрушают нас (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 127).

 

Разве ты не знаешь, что все, в чем мы нуждаемся, это быть нищим духом, и знать только Христа распятого? (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 135). 

Самолюбие, доведенное до крайности обнаруживает свое уродство в приступе отчаяния. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 138).

Огорчение от собственных пороков, которое мы испытываем, является, как правило, большей ошибкой, чем сам порок (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 143).

Беспокоиться о будущем — значит поступать вопреки благодати. Довольствуйтесь и наслаждайтесь тем, что вам посылает Бог на каждый день. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 144).

Дитя и с алмазом и с яблоком обращается одинаково. Будьте дитем, не имейте ничего своего, забудьте себя. Пусть все будет, как есть, пусть самое малое будет большим для вас. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 146).

Ваша истинная наставленность должна быть в способности терять, глубоком размышлении, тишине всей души перед Богом, в отказе от своего собственного духа, и в любви к смирению, мраку, ничтожеству и уничтожению.(Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 147).

Любовь к Богу желает, чтобы «я» было забыто, что нужно растоптать его и сокрушить как идола, и что Бог должен стать всем для души и занять их, как другие заняты собой. Пусть тщетное «я», жалующийся болтун самолюбия замолчит, чтобы в тишине сердца слушать другую любовь, которая говорит только когда ей внимают. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 163).

Откажитесь от себя настолько, насколько возможно, и вручите себя Богу — Он никогда не покинет Вас (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 164).

О, счастливая душа, что больше не обладает чем-либо своим собственным, и даже чем-то заимствованным, и отказавшаяся от себя для Возлюбленного и ревнующая ко всякой красоте Его! О супруга, как прекрасна ты, когда ты больше не имеешь ничего своего! Вы должны быть во всем восхищением Жениха, когда Он станет всей вашей привлекательностью! Тогда Он полюбит вас без меры, потому что тогда Он полюбит и Себя в вас. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 174).

Довольствуйтесь настоящим, каким бы горьким оно ни было. Если вашим единственным сокровищем является воля Божия, не печальтесь о настоящем, и не мечтайте о перспективах будущего. Мы заслуживаем разочарования, когда ищем такое тщетное утешение. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 176).

Мы искушаемы верить, что слабость и смирение несовместимы с самоотвержением, потому что последнее предстает нам как щедрый акт души, который свидетельствует о ее великой любви и приносит наиболее героические жертвы. Но истинный самоотказ нисколько не соответствует этому лестному описанию. Это простой покой в любви к Богу, подобно младенцу, лежащему в руках своей матери. Совершенный самоотказ должен даже идти до отказа от него самого. Мы отказываемся от себя, не зная этого, если бы мы знали это, то он больше не был бы полным, ибо не может быть большей поддержки для него, чем сознание, что мы полностью отвержены. (Франсуа Фенелон. Наставления в богоугодной жизни. Духовные письма. – Киев: Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2009., с. 177).



Обновлен 08 янв 2019. Создан 22 дек 2018