Краткое содержание работ Джона Оуэна о грехе и искушении.




Воспроизведено по изданию: Джон Оуэн. Победа над грехом и искушением. Пер. с англ. Одесса: Издательство «Тюльпан» ТМ, ЕРПЦО, 2017., с. 539-575. 



 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ.

 

Следующее краткое содержание работ Оуэна имеет своим источником изначальный план его сочинений: автор пронумеровал практически каждый пункт своих рассуждений. Мы попытались преобразовать его план во всеохватывающую систему доводов, с тем чтобы можно было без особого труда понять общий ход его аргументации. Надеемся, это поможет читателям следовать ходу его мысли и аргументации. Мы также включили в это содержание соответствующие номера страниц, чтобы читатели могли легко возвращаться от содержания к тексту и наоборот.

 

ОБ УМЕРЩВЛЕНИИ ГРЕХА В ВЕРУЮЩИХ.

 

ЧАСТЬ 1: НЕОБХОДИМОСТЬ В УМЕРЩВЛЕНИИ ГРЕХА.

 

Глава 1

Основание умерщвления: Римлянам 8:13 (с.51).


A. Условие: несомненная связь (с.52).
B. Люди: верующие (с.53).
C. Причина и орудие: Дух Святой (с.53).
D. Долг: умерщвлять дела плотские (с.54).
E. Обетование: живы будете (с.57).

Глава 2

I. Умерщвление пребывающего в человеческом естестве греха должно быть ежедневной обязанностью верующих (с.58).


A. Пребывающий в человеческом естестве грех всегда остается в нем, поэтому его всегда должно умерщвлять (с.59).
B. Пребывающий в человеческом естестве грех не только остается в нем, но и продолжает действовать (с.60).
C. Пребывающий в человеческом естестве грех не только действует, но и порождает убивающие душу грехи, если его не умерщвляют (с.62).
D. С грехом, пребывающим в человеческом естестве, надлежит бороться духом и новым естеством (с.63).
E. К чему приводит пренебрежение делом умерщвления пребывающего в человеческом естестве греха (с.64).
F. Наша обязанность состоит в том, чтобы совершать святыню в страхе Божьем и возрастать в благодати каждый день (с.65).

Глава 3

II. Дух Святой – великая независимая причина умерщвления пребывающего в человеческом естестве греха (с.69).


A. Другие средства исцеления, которых ищут люди, тщетны (с.69).

B. Почему умерщвление греха есть дело Духа (с.72).

1. Он, по обетованию Бога, дарован нам для совершения этого дела (с.72).

2. Всякое умерщвление греха происходит от дара Христова, а все дары Христовы ниспосылаются нам и даруются нам Духом Христовым (с.73).
3. Как Дух умерщвляет грех (с.73).

a) Он дарует нашим сердцам изобиловать благодатью и плодами, которые противны плоти (с.73).

b) Он подлинно и вещественно воздействует на корень греха и привычку к нему (с.74).

c) Он приносит крест Христов в сердце грешника верою (с.74).

 

4.Если Дух, и только Дух, умерщвляет грех, то почему к нам обращен призыв умерщвлять его? (с.74).

a) Все благодатные дары, кои пребывают в нас, и добрые дела, что совершаются нами, от Него и принадлежат Ему (с.74).

b) Для нас сие все еще остается делом послушания (с.75).

 

Глава 4

III. Жизнь, бодрость и утешение в нашей духовной жизни весьма зависят от умерщвления нами греха (с.77).


A. Жизнь, бодрость и утешение не обязательно связаны с умерщвлением греха (с.77).
B. Усыновление и оправдание, а не умерщвление греха, суть непосредственные причины жизни, бодрости и утешения (с.78).

C. Однако в повседневных взаимоотношениях с Богом бодрость и утешение в нашей духовной жизни весьма зависят от умерщвления нами греха (с.78).

1. Только умерщвление препятствует греху лишать нас бодрости утешения (с.79).

a)Всякий неумерщвленный грех ослабляет душу и лишает ее крепости ее (с.79).

(1) Он расстраивает сердце и нарушает то состояние, в каком ему надлежит пребывать, вызывая в нем смущением чувств (с.79).

(2) Из-за него человек будет постоянно помышлять об исполнении греховных вожделений (с.79).

(3) Он проявляется и мешает человеку исполнять обязанности (с.79).

b)Всякий неумерщвленный грех омрачает душу и лишает ее утешения и мира ее (с.80).

 

2. Умерщвление греха, подобно возделыванию насаждений, способствует расчищению места для всех благодатных сил Бога в наших сердцах, дабы они еще более в них возрастали (с.80).

3. Что же до нашего мира, то, как нет без мира в душе никакого свидетельства искренности, так я не знаю ничего, что было бы иным свидетельством искренности в нашем деле (с.81).

 

ЧАСТЬ 2: ПРИРОДА УМЕРЩВЛЕНИЯ ГРЕХА

 

Глава 5

I. Сущность умерщвления греха (с.83).

 

 A. Что не есть умерщвление греха (с.84).

1. Умерщвление греха не есть полное уничтожение и смерть греха (с.84).

2. Умерщвление греха не есть сокрытие греха (с.85).
3. Умерщвление греха не есть улучшение спокойного, уравновешенного природного нрава (с.85).
4. Грех не умерщвляется, если просто изменяется направление греховного пути (с.86).
Умерщвление греха не есть лишь случающиеся время от времени победы над грехом (с.86).

Глава 6

 

B. Что есть умерщвление (с.89).

1.  Умерщвление греха заключается во всегдашнем ослаблении греха (с.89).

2.  Умерщвление греха заключается в постоянной борьбе с грехом и противодействием греху (с.93).

3.  Умерщвление греха проявляется в частом успехе в деле сем (с.95).

 

Глава 7

II. Общие наставления (с.97).


A.Умерщвление греха невозможно, если человек не является верующим (с.97).

Глава 8

 

 B. Никакой грех не может быть умерщвлен без искренности и усердия в общем послушании (с.108).

 

Глава 9

III. Частные наставления (с.113).


A. Попытайтесь понять, сопутствуют ли вашему вожделению следующие опасные симптомы (с.113).

1. Закоснелость (с.113).

2. Тайные помышления сердца, оправдывающие потакание греху, без усердных евангельских попыток умерщвлять грех (с.115).
3. Если человек относит благодать и милость к еще не умерщвленному греху (с.116).
Частый успех греха в обольщении (с.117).
4. Если человек испытывает стремление искоренить грех только потому, что его страшит итог сего или наказание за грех (с.118).
5. Вероятность ожесточения, ниспосланного Богом как суд (с.120).
6. Если Бог уже направлял Свои действия против вашего вожделения, но вы, вопреки сему, остались непоколебимы (с.121).

Глава 10

 

B. Обретите в своем разуме и совести ясное и постоянное сознание вины, опасности и зла вашего греха (с.123).

1. Сознание вины (с.123).

a) Хотя власть греха ослаблена благодатью, пребывающей в тех, кто обрел оную, тем не менее вина греха все еще пребывает и остается в нас, усиливается и умножается из-за власти греха (с.124).

b) Бог видит много зла в действии вожделения в сердцах Своих слуг (с.125).

 

2. Помышляйте об опасностях вины (с.125).

a) Об опасности ожесточения вследствие обольщения грехом (с.125).

b) Об опасности некоторых великих наказаний временного свойства (с.126).

c) О том, что человек может быть лишен мира и силы (с.127).

d) Об опасности вечной погибели (с.128).

 

3. Размышляйте о зле, которое имеет отношение к настоящему (с.130).

a) Это оскорбляет Святого и благословенного Духа (с.130).

b) Из-за этого вновь терпит раны Господь Иисус Христос (с.131).

c) Человек становится негодным в роде своем (с.131).

 

Глава 11

 

 С. Обремените совесть свою виной греха (с.133).

1. Начните с общего, а потом переходите к частному (с.133).

a) Предъявите совести своей вину, которая возникает в ней вследствие праведности и святости закона (с.133).

b) Несите вожделение свое во свет Евангелия (с.135).

 

2. Переходите к частностям (с.136).

a)Помышляйте о бесконечном терпении и долготерпении Бога к вам в частности (с.136).

b)Помышляйте о бесконечно щедрой благодати Божьей, которая восстанавливала вас в общении с Ним (с.136).

c) Помышляйте обо всех благодеяниях Бога по отношению к вам (с.137).

 

D. Непрестанно алкайте и жаждите избавления от власти греха (с.137).

E. Помышляйте о том, не коренится ли ваше расстройство в вашем душевном складе и не усиливается ли оно вашим телесным складом (с.138).

1. Ваша предрасположенность к греховному расстройству того или иного рода есть лишь особое проявление изначального вожделения, пребывающего в вашем естестве (с.138).

2. Без чрезвычайной осмотрительности, прилежания и усердия ваше естество возобладает над душой вашей (с.139).

3. Для умерщвления всякого расстройства, имеющего корни в природе человека, есть одно особо полезное средство (с.139).

a) Только лишь внешнее ослабление и порабощение тела не должно расцениваться как вещь, сама по себе благая (с.140).

b) Средства, благодаря коим сие совершается, не должно почитать вещами, которые сами по себе могут произвести истинное умерщвление всякого греха (с.140).

 

F. Помышляйте о тех случаях и преимуществах, которыми пользуется ваше расстройство, дабы проявляться и еще более усиливаться, и бодрствуйте, не давая оным умножаться (с.141).

G. Восстаньте в силе против первых проявлений и действий вашего расстройства (с.142).

 

Глава 12


H. Посвящайте себя и предавайтесь таким размышлениям, какие могут приводить к глубокому осознанию вами собственной порочности и самоуничижению (с.143).

1.  Постоянно пребывайте в размышлениях о совершенствах величия Бога и о том, сколь бесконечно, немыслимо вы далеки от Него (с.143).

2.  Предавайтесь помышлениям о своем незнании Его (с.143).

 

Глава 13

 

I. Не говорите себе мир, прежде чем его не изречет Бог, но прислушивайтесь к тому, что говорит Бог душе вашей (с.154).

1. Бог оставляет за Собою право сие изрекать мир тем, кому благоугодно Ему, и в той мере, в какой Ему сие благоугодно (с.154).
2. Изрекать мир совести человека есть преимущественное право Христа (с.155).

a) Люди говорят себе мир, но часто бывает так, что, совершая сие, не ненавидят со всякой вообразимой силой тот грех, в связи с коим говорят себе мир, и не испытывают отвращения к себе из-за него (с.156).

b) Если человек говорит себе мир на основании заключений, к которым ведут его убеждения и рациональные принципы, коих он придерживается, то это ложный мир (с.159).

 

3. Мы говорим мир самим себе по легкомыслию (с.163).
4. Кто говорит мир себе самому по той или иной причине, но в то же время другое зло, не менее тяжкое, лежит бременем на душе его, о чем он не рассуждал с Богом, - тот говорит «мир!», когда мира нет (с.163).
5. Когда человек сам говорит мир совести своей, редко бывает, что при сем Бог внушает смирение душе его (с.164).

 

ЧАСТЬ 3: СРЕДСТВА УМЕРЩВЛЕНИЯ ГРЕХА

 

Глава 14

IV. Наставления, касающиеся самого сего труда (с.167).


A. Пусть ваша вера во Христа действует к умерщвлению греха (с.167).
B. Весь этот труд производится, осуществляется и совершается силою Духа, и это касается всех составляющих и ступеней оного (с.177).

1. Только Дух явственно и всецело обличает сердце о зле, вине и опасности тления, вожделения и греха, каковые надлежит умерщвлять (с.177).

2. Только Дух открывает нам полноту Христа к облегчению нашему (с.178).

3. Только Дух утверждает сердце в ожидании облегчения от Христа (с.178).

4. Только Дух приносит крест Христов в сердца наши с его умерщвляющей грех силой (с.178).

5. Дух есть Начальник и Совершитель освящения нашего (с.178).

6. При всяком обращении души к Богу в таком состоянии она имеет поддержку от Духа (с.178).


 

ИСКУШЕНИЕ: ЕГО ПРИРОДА И СИЛА

 

ЧАСТЬ 1: ПРИРОДА ИСКУШЕНИЯ

 

Глава 1


I. Важнейший текст об искушении: Матфея 26:41 (с.187).

II. Общая природа искушения как действия и состояния (с.189).

III. Особая природа искушения (с.189).

A. Как действие (с.189).
B. Как страдание (с.189).

IV. Цель, ради которой Бог искушает (с.190).

A. Бог совершает это, дабы показать человеку, что в нем (с.190).

B. Бог совершает это, дабы открыть Себя человеку (с.191).

1.Ниспосылая ему благодать предотвращающую (с.191).

2.Ниспосылая ему благодать обновляющую (с.191).

V. Как Бог искушает (с.191).

A. Бог возлагает на людей великие обязанности (с.191).
B. Бог подвергает людей великим страданиям (с.192).
C. Бог, посредством промысла Своего, так устрояет обстоятельства жизни людей, что им подается повод ко греху (с.192).

VI. Определение искушения (с.194).

 

 

ЧАСТЬ 2: ОПАСНОСТЬ ВПАСТЬ В ИСКУШЕНИЕ

 

Глава 2

I. Какой смысл должно вкладывать в выражение «впасть в искушение» и как не следует его понимать (с.197).


A. Это означает не просто подвергнуться искушению (с.197).
B. Это есть нечто большее, нежели обычное деяние сатаны и наших вожделений (с.198).
C. Впасть в искушение не означает поддаться искушению, пасть, претерпевая его, совершить грех или сотворить зло, к которому нас влечет, или пренебречь обязанностями, которые нам неприятны (с.198).
D. Впасть в искушение означает запутаться в сетях его (с.198).

II. Условия, при которых мы впадаем в искушение (с.199).

 

A. Сатана действует с большим, чем обычно, усилием, прельщая нас грехом (с.199).

B. Тот, кто внимает голосу обольстителя, может запутаться в сетях искушения до такой степени, что начнет вести препирательство и приводить доводы в свою защиту, и однако же может не быть в состоянии в полной мере изгнать или извергнуть яд и закваску, каковые проникли в естество его (с.199).

1. Когда сатана, с соизволения Божьего, ради целей, известных Одному Ему, обретает некое особое преимущество в борьбе против души (с.200).
2. Когда вожделения и скверны человека встречают особо соблазняющие вещи и случаи, благодаря обстоятельствам и условиям жизни, в которых пребывает человек (с.200).

III. Откуда нам знать, что година искушения пришла (с.201).

 

A. Как обычно наступает година искушения (с.201).

1. Искушение заставляет разум часто вступать в прения с внушаемым злом и порождает еще больше мыслей о себе самом (с.201).

2. Если искушение возобладало над другими людьми, а душа при том не преисполнена неприязнью и отвращением к ним и их путям, не испытывает жалости к ним и усердно не молится об их избавлении (с.202).
3. Година искушения приближается и вследствие того, что искушение связывает себя со многими обстоятельствами, которые могут всецело не быть злом (с.202).

B. Откуда нам знать, что искушение находится в самом разгаре (с.203).

1. Мы знаем, что искушение в самом разгаре, потому что пребываем в состоянии беспокойства и ведем с ним прения (с.203).

2. Когда запугивание сочетается с соблазном, проявляется вся сила искушения (с.203).

IV. Средства предотвращения искушения, предписанные нашим Спасителем (с.204).

1. Бодрствуйте (с.204).
2. Молитесь (с.204).

 

ЧАСТЬ 3: ВЕЛИКИЙ ДОЛГ ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ

 

Глава 3

I. Великий долг всех верующих состоит в том, чтобы прилагать всяческие старания, дабы не впасть в искушение (с.205).


A.  В кратком наставлении о том, о чем мы должны молиться, данном нам Спасителем нашим, прошение о том, чтобы не впасть в искушение, вне всяких сомнений, является одним из главных (с.205).

B.  Христос обещает эту свободу и избавление как великую награду за благоугодное послушание (с.206).

C.  Размышляйте об общих вопросах, касающихся опасности впасть в искушение (с.207).

D. Помыслим о себе (с.210).

1.  Что до нас, то мы – сама немощь (с.210).

a) В целом все, что мы можем искать, исходит из наших сердец (с.211).

(1) Предположим, что человек не верует во Христа, но лишь называет себя христианином. К чему способно сердце такового? (с.211).

(2) «Кто надеется на себя, тот глуп» (с.212).

 

b) Попытайтесь понять, какими именно способами и средствами такое сердце может пользоваться, чтобы оградить себя в годину искушения, - и вы вскоре поймете, что все они не годятся для этой цели (с.212).

(1)Мирское честолюбие (с.212).

(2)Боязнь позора, поругания, утраты и тому подобного (с.214).

(3)Не желая ранить свою совесть и нарушать свой покой, люди подвергают себя опасности адского огня (с.214).

a.  Ибо мир такого человека может быть ложным миром, или мнимой безопасностью (с.215).

b.  Предположим, что мир, о котором человек проявляет попечение и которым думает хранить душу свою, истинный и добрый. И однако же, когда приходит година искушения, появится так много доводов против этого соображения, что оно сделается бесполезным (с.215).

с. Одна часть доспехов призвана защитить лишь один участок или часть тела, тогда как враг нападает на нас со всех сторон (с.216).

d. Мерзость согрешения против Бога (с.216).

 

2. От искушения омрачается разум (с.217).

a)Искушение действует на воображение и мысли таким образом, что они притягивают к тому предмету, к которому искушение склоняет их (с.217).

b)Искушение вносит прискорбную сумятицу в чувства (с.218).

c)Искушение подольет масло в огонь наших вожделений (с.219).

 

3. Уразумейте, что искушения постигают нас либо в общественной жизни, либо в частной (с.219).

a) Искушений общественного свойства (с.219).

(1) В них проявляется сила Бога (с.219).

(2) В таких искушениях многим людям тайно внушаются мысли о тех, которые почитаются благочестивыми и исповедуют Христа; таковые же, впавши в искушение, подают окружающим отрицательный пример (с.220).

(3) Искушения общественного свойства обычно сопровождаются вескими причинами и доводами (с.222).

b) Искушения, постигающие нас в частной жизни (с. 223).

(1) Они сопрягаются и сочетаются с похотью (с.223).

(2) В них вовлекается вся душа (с.225).

 

4. Помыслите об итоге всякого искушения. Это итог действий сатаны и итог греха (с.226).
5. Вспомните о том, что было итогом ваших искушений, которые постигали вас в прошлом (с.226).

 

II. Возражения и ответы (с.226).

 

A.  Обсуждение первое (с.226).

1.  Возражение: Почему мы должны так опасаться искушений и так стараться избегать их? Ведь нам дано такое повеление: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иакова 1:2) (с.226).

2.  Ответ (с.227).

a)Вы не должны придерживаться этого правила во всех обстоятельствах, а именно, что человек не должен стремиться избежать того состояния, которому он должен радоваться, если неизбежно оказывается в нем (с.227).

b) Искушения воспринимаются двояко (с.227).

(1) Страдательно (с.227).

(2) Действенно (с.227).

 

B. Обсуждение второе (с.228).

1.  Возражение: Но разве Сам Спаситель наш Христос не был искушен; и неужели было бы злом оказаться в том же самом состоянии и положении, в каком пребывал Он? (с.228).

2.  Ответ: Спаситель наш подвергался искушениям; но Его искушения почитаются напастями, которые постигали Его во дни плоти Его (с.228).

C. Обсуждение третье (с.229).

1.  Возражение: Если Бог не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, зная, как избавлять благочестивых от искушения, то почему мы должны так просить Его избавить нас от искушения? (с.229).

2.  Ответ (с.229).

a) Тот, кто по своеволию или по небрежению впадает в искушение, не имеет никакого основания обещать себе какую бы то ни было помощь от Бога и никакого избавления от искушения, в которое впал (с.229).

b) Хотя избранным даровано обилие благодати, дабы, вследствие искушения, они совершенно не отпали от Бога, тем не менее всякое облагодатствованное сердце вострепетало бы при мысли о том, какое бесчестье они могут навлечь на Бога, какому поруганию подвергнуть Евангелие, в какой горестный мрак и беспокойство ввергнуть собственные души, даже если не погибнут (с.230).

 

ЧАСТЬ 4: ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ И ОБЩИЕ НАСТАВЛЕНИЯ


Глава 4

I. Откуда человеку знать, что он впал в искушение (с.231).


A.  Когда человека влечет к какому бы то ни было греху (с.231).

B.  Искушения разнятся в силе и степени (с.232).

C.  Когда сердце начинает тайно любить предмет искушения и радо его питать и укреплять его теми способами и средствами, которые ведут к явному греху (с.233).

D. Когда происходит так, что его вожделение и всякое искушение находят удобные случаи и возможности, благодаря которым они проявляются с большей силой (с.235).

E.  Если человек расслаблен, нерадив или исполняет свой долг формально, если он считает, что может пренебрегать своими обязанностями или со спокойной душою исполнять их небрежно, бездушно, без радости, воодушевления и удовлетворения, каковые испытывал прежде (с.236).

 

Глава 5

II. Общие наставления о том, что надлежит душе делать, дабы не впасть в искушение: бодрствуйте и молитесь (с.239).


A.  Указание на опасность великого зла, которое постигает человека, когда он впадает в искушение (с.239).

B.  Не в нашей власти оградить и сохранить себя от опасности впасть в искушение (с.241).

1.  Проявление благодати и сострадания Божьего (с.243).

2.  Бог будет хранить душу в таком состоянии, какое по различным причинам полезно для сохранения ее (с.243).

3.  Действуйте по вере в обетование Божье к сохранению (с.243).

4.  Помыслите о каждом из этих соображений отдельно и прежде всего примите во внимание то, что вы призваны молиться (с.244).

 

Глава 6

III. Бодрствуйте (с.246).


A.  Наблюдайте за временами, в которые люди обычно впадают в искушения (с.246).

1.  Время необычайного благоденствия в мире сем (с.246).

2.  Время, когда благодать «дремлет», время пренебрежения общением с Богом, формализма в исполнении духовных обязанностей (с.248).

3.  Время великих духовных радостей (с.249).

4.  Время самоуверенности (с.250).

 

Глава 7


B. Бодрствуйте над сердцем своим (с.252).

1.  Старайтесь познавать свое сердце (с.252).

2.  Остерегайтесь всего, что может дурно повлиять на ваш природный нрав или возбудить в вас свойственные вам порочные стремления (с.254).

3.  Готовьтесь заранее к приближению всякого искушения, запасаясь необходимыми средствами борьбы с оными (с.255).

4.  При первом приближении всякого искушения, поскольку все мы искушаемся, следующие наставления также помогут вам бодрствовать, о каковом упражнении мы здесь и рассуждаем (с.257).

a)Всегда бодрствуйте, дабы заблаговременно знать о том, что вас постигло искушение (с.257).

b) Размышляйте о том, какова цель искушения и к чему оно вас влечет (с.257).

c) Встретьте свое искушение, когда оно находит на вас, помышлениями о вере во Христа распятого (с.258).

d) Если вы были застигнуты искушением врасплох и запутались в его сетях, что вам делать? (с.259).

(1) Умоляйте Бога вновь и вновь о том, чтобы искушение «удалилось от вас» (с.259).

(2) Особым образом спешите ко Христу, ибо Он был скушен, и просите Его подать вам «благовременную помощь» (с.260).

(3) Обратитесь к Тому, кто обещал избавление (с.260).

(4) Попытайтесь понять, где искушение вторглось в вашу жизнь, и всяческими средствами и со всякой скоростью постарайтесь заделать возникшую брешь (с.261).

 

Глава 8

IV. Еще одно общее наставление, которое поможет не впасть в искушение: сохраняйте слово терпения Христова (с.262).

 

 A. Что означает «сохранять слово терпения Христова» (с.263).

1. Слово Христово есть слово Евангелия (с.263).

a) Он долготерпелив по отношению к Своим святым (с.263).

b) Он долготерпелив к избранным, которые еще не были действенно призваны (с.263).

c) Он долготерпелив к погибающему миру (с.264).

 

2. Что означает сохранять это слово (с.264).

a)Знать (с.264).

(1) Как слово благодати и милости, могущее спасти нас (с.264).

(2) Как слово святости и чистоты, могущее освящать нас (с.265).

(3) Как слово свободы и власти, могущее возвысить и освободить нас (с.265).

(a)В отношении совести, в связи с поклонением Богу (с.265).

(b)В отношении низкой, рабской зависимости от людей или вещей мира сего в ходе нашего земного странствия (с.266).

(4)Как слово утешения, могущее поддерживать нас во всех обстоятельствах (с.266).

 

b) Дорожить тем, что таким образом познано (с.266).

c) Исполнять слово, повинуясь всем заповедям Христовым (с.266).

 

B. Каким образом сохранение слова терпения Христова нами станет средством нашего сохранения (с.267).

1.  Сие дело имеет обетование сохранения (с.267).

a)Верность Отца, дарующего обетование (с.268).

b)Благодать Сына, которая есть предмет обетования (с.268).

c) Сила и власть Святого Духа, благодаря которым обетование исполняется (с.268).

 

2.  Благодаря этому неизменному сохранению слова терпения Христова во всех обстоятельствах сердце и душа будут пребывать в таком состоянии, в котором никакое сильное искушение ни по какой причине не сможет найти на нас, так чтобы всецело превозмочь нас (с.269).

a) По причине умерщвления сердца для предмета искушений (с.269).

b) При таком расположении сердце пребывает в лучшем состоянии и исполнено всяческих благ, так что оно утверждено против всякого искушения (с.271).

 

3.Тот, кто так сохраняет слово терпения Христова, всегда вооружен мыслями о сохранении и принципам сохранения (с.272).

a) Он вооружен мыслями о сохранении (с.272).

(1) Он помышляет о деле Христа, Которого любит душа его, в себе самом и своем усердном хождении (с.272).

(2) Он помышляет в духе своем об искушениях Христа, которые Он претерпел ради него, и о победе, которую Он одержал над ними, ради него и Бога Своего (с.273).

(3)Мрачные мысли об утрате любви, света лица Христова также часто посещают такую душу (с.273).

 

b) Тот, кто сохраняет слово терпения Христова, живет и действует на основании принципов сохранения (с.274).

(1) Он живет верою и действует на основании ее во всех путях своих (с.274).

(a) Вера заставляет душу освободиться от собственной мудрости, разумения и полноты, дабы она действовала, уповая на премудрость и полноту Христову (с.274).

(b) Вера взывает к сердцу, воле и силе Иисуса Христа, моля Его о помощи (с.275).

(2)Любовь к святым с помышлениями о том, чтобы они не пострадали из-за нас (с.275).

 

C. О людях, называющих себя христианами, но не сохраняющих слова терпения Христова (с.276).

1.  Они сообразуются с миром (с.276).

2.  Они пренебрегают обязанностями (с.276).

3.  Они спорят, препираются и враждуют между собою, к несчастью своему, осуждают и презирают друг друга (с.276).

4.  Они всецело довольны собою в том, что касается принципов, и себялюбивы в отношении преследуемых целей (с.276).

D. Предостережения, которым мы должны внять, дабы быть сохраненными от искушения (с.277).

1.  Остерегайтесь полагаться на обманчивую помощь (с.277).

a) Не полагайтесь на собственные советы, соображения, рассуждения (с.277).

b) Не полагайтесь на самые модные духовные средства, такие как молитва, пост и т.п., в борьбе против того или иного вожделения, порока, искушения, которые проявляются в вашей жизни и которым вам приходится противодействовать (с.277).

c) Не полагайтесь на общую истину о безопасности и стойкости святых, ио сохранении их от полного отпадения (с.277).

 

2. Поставьте перед собою сию великую цель, связанную с сохранением нашим: верно сохранять слово терпения Христа посреди всех испытаний и искушений (с.278).

a) Рассуждайте о том, в чем именно слово терпения Христова может скорее всего пострадать в те дни, в которые мы живем, и во времена, которые приходят на нас, и твердо вознамерьтесь сохранять его особым образом в сем отношении (с.278).

b) Помыслите о том, какие дела Христос особым образом совершает во всякое время (с.278).

(1) Он покрывает бесчестием великих людей и великое мира сего, со всеми прелестями и соблазнами его (с.278).

(2) Он являет владычество над уделом наследия Своего особым образом, показывая различие между драгоценным и ничтожным, и давая народу жить отдельно и между народами не числиться (с.278).

(3) Он являет Себя как Тот, Кто близок к вере и молитве, почитая их превыше всякой силы и советов сынов человеческих (с.278).

(4) Он являет Себя в восстановлении установлений и учреждений Своих, очищая оные от плотских порядков, в рабстве котором они находились из-за вожделений человеческих, - открывая их во благолепии и силе Духа (с.278).

c)В таком расположении сердца молите Господа Иисуса Христа, ссылаясь на Его благословенные обетования, приводя все доводы, которые могут побудить Его даровать нам благодать для благовременной помощи (с.279).

 

Глава 9

V. Общие увещания, касающиеся обязанности бодрствовать (с.280).


1. Если вы будете пренебрегать этой обязанностью, то несомненно впадете в искушение и безусловно впадете в грех (с.282).
2. Помышляйте о том, что над вами всегда – око Христа (с.282).
3. Помыслите о том, что, если вы будете пренебрегать этой обязанностью и, вследствие сего, впадете в искушение, - а это произойдет непременно, - когда вы окажетесь в сетях искушения, Бог к сему может приложить суровое наказание или суд (с.283).


 

ПРИРОДА, СИЛА, ОБОЛЬЩЕНИЯ

И ВСЕПРОНИКАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ПРЕБЫВАЮЩЕГО

В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЕСТЕСТВЕ ГРЕХА

 

ЧАСТЬ 1: ПРИРОДА ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЕСТЕСТВЕ ГРЕХА

 

Глава 1

Основополагающий текст о пребывающем в человеческом естестве грехе: Римлянам 7:21 (с.291).

1. Пребывающий в человеческом естестве грех есть закон (с.292).
2. Закон пребывающего в человеческом естестве греха верующие находят в себе (с.294).
3. Привычная склонность воли верующих к добру (с.295).
4. Зло пребывает в верующих (с.297).

ЧАСТЬ 2: ВЛАСТЬ И ДЕЙСТВИЕ ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЕСТЕСТВЕ ГРЕХА

 

Глава 2

I. Свойства всякого закона (с.301).

 

A. Господство (с.301).

1. Над человеком осуществляется нравственное властное господство (закон Божий) (с.301).

2. В человеке осуществляется сильное действенное господство (закон греха) (с.302).

B. Сила побуждать (с.302).

II. Какого рода закон есть пребывающий в человеческом естестве грех (с.304).

1. Пребывающий в человеческом естестве грех всегда пребывает в душе (с.306).
2. Пребывающий в человеческом естестве грех всегда готов действовать ради достижения всякой цели и осуществления всякого замысла, которым он служит (с.306).
3. Пребывающий в человеческом естестве грех берется за дело с беспрепятственностью и легкостью (с.307).

Глава 3

III. Сердце – местопребывание и предмет этого закона греха (с.310).

 

 A. Сердце как принцип добрых или злых человеческих действий (с.312).

1. Душа, при совершении тех или иных действий, испытывает удовольствие и почитает такие действия достойными (с.312).

2. Решимость и постоянство в таких действиях (с.312).

 

B. Свойства сердца (с.313).

1. Сердце неисследимо (с.313).

2. Сердце лукаво (с.314).

a) Сердце раздирают противоречия (с.315).

b)Обольщение сердца заключается в том, что оно с полной отдачей устремляется к предметам желаний своих при первом появлении их (с.316).

 

C. Некоторые соображения (с.317).

1.  Никогда не считайте, будто труд наш в борьбе против греха уже завершился (с.318).

2.  Изменчивость, неустойчивость, крайняя испорченность сердца требуют постоянного бодрствования (с.319).

3.  Предайте все сие дело со всяким попечением и усердием Богу (с.319).

 

Глава 4

IV. естественные свойства пребывающего в человеческом естестве греха (с.321).


A. Пребывающий в человеческом естестве грех является враждой (с.323).

B. Пребывающий в человеческом естестве грех есть вражда против Бога (с.324).

1. Пребывающий в человеческом естестве грех носит всеобщий характер (с.326).

a) Вражда пребывающего в человеческом естестве греха охватывает собою все, что относится к Богу (с.327).

b) Вражда пребывающего в человеческом естестве греха охватывает собою все, что относится к душе (с.328).

 

C. Постоянство действия пребывающего в человеческом естестве греха (с.328).

Глава 5

V. Действия и проявления пребывающего в человеческом естестве греха (с.330).

 

 A. Отвращение (с.331).

1. Отвращение часто обнаруживает себя в чувствах (с.332).

2. Отвращение обнаруживает себя также в разуме (с.333).
3. Наставления, касающиеся нашей особой обязанности в борьбе против этого зла (с.334).

a) Постоянно храните душу во всецело святом состоянии (с.335).

b) Старайтесь предотвратить самое начало дел этого отвращения (с.336).

c) Старайтесь не дать этому греху одержать решительной победы над вами (с.337).

d) Постоянно помните об этом скрытом отвращении к духовности, которое все еще пребывает в естестве нашем, и, памятуя о сем, смиряйтесь перед Богом (с.338).

e) Старайтесь обладать таким расположением ума, каковое побуждает вас восхищаться благолепием и совершенством духовного (с.339).

 

Глава 6

 

 B. Противодействие (с.340).

1. Сила (с.341).

a) Общая склонность того, что именуется плотью: она вожделеет (с.341).

(1) Она проявляется в скрытом, тайном тяготении ко всякому злу (с.342).

(a) Она проявляется в неожиданных побуждениях души, по странным причудам и измышлениям, совершить глупые, греховные действия, которых она не желала и не имела повода совершить (с.344).

(b) Она проявляется в поспешной готовности, без пререканий и препирательств, соединиться и согласиться со всяким искушением, посредством коего она может быть воспламенена (с.346).

(2) Вожделение сего закона состоит собственно в том, что он подталкивает душу искать того, что есть зло, и собственно противодействии тому, что есть добро (с.348).

b) Вражда греха имеет особый способ проявления: он борется, или воюет (с.349).

(1) Закон греха противится благодати, или закону ума (с.350).

(a) Противодействие, оказываемое общему намерению и пути души (с.352).

(b) Противодействие при исполнении определенных обязанностей (с.352).

(2) Закон греха нападает на душу (с.354).

(a) Его явные действия, кои он предпринимает, дабы подвигнуть человека ко греху (с.355).

(b) Неотвязность и настойчивость закона сего (с.356).

(c) Закон сей ведет свою войну, завлекая чувства в сети свои и вовлекая их в заговор против разума (с.357).

Глава 7


C. Успех греха в борьбе против Бога и закона благодати: он пленяет и порабощает душу (с.361).

(1) Преуспевание в действия закона греха и по совершении оных (с.361).

(a) В целом превозмогающее влияние греха на душу исходит от сатаны, когда смущающий и пленяющий душу грех не имеет особой опоры и преимущества в естестве, душевном складе или состоянии грешника (с.363).

(b)Когда вожделение усиливается до такой степени, что делает человека пленником, и когда притом никаких преимуществ для плоти он не получает, оно исходит от сатаны (с.364).

(2)Душа становится пленницей не того или иного греха, но закона греховного (с.364).

(3)То, что душа становится пленницею закона греховного, указывает на его могущество перед лицом сопротивления и противодействия со стороны воли человеческой (с.365).

(a) Власть греха велика (с.365).

(b) То, что он соделывает человека пленником, указывает на множество особых успехов его (с.366).

(c) Это пленение свидетельствует о таковом состоянии как о жалком и безотрадном (с.366).

(d) Умножение и неистовство греха при успехе его: он неистовствует и безумствует (с.367).

(4) Природа греха состоит в сильном, опрометчивом, неукротимом влечении к злу или греху (с.368).

(5) Грех обычно не восстает до такой степени, но только лишь тогда, когда обретает двойное преимущество (с.369).

(a) Он должен быть вызван, приведен в ярость и усилен неким великим искушением (с.369).

(b) Он должен обретать содействие от некоторых прежних занятий и былого господства (с.370).

(6) Что сопровождает сие неистовство, каковы его свойства и какие влияния он оказывает (с.370).

(a) Тот, кто движим сим неистовством и безумием, на некоторое время, по крайней мере, сбрасывает с себя ярмо, владычество и господство Духа и закона благодати (с.370).

(b) Безумие, или неистовство сочетаются с бесстрашием и презрением к опасности (с.372).

(i) Нередко, когда душа освобождается от силы обновляющей благодати, Бог поступает с нею так, чтобы удержать ее в узде силою препятствующей благодати (с.373).

(ii) Эти помехи, которые Бог воздвигает на пути грешников, бывают двоякого рода (с.373).

(a) Разумные соображения (с.373).

(b) Устроения Божьего промысла (с.374).

Глава 8


2. Обольщение греха (с.378).

a) Общая природа обольщения (с.379).

(1) Обольщение скрывает от нас то, что нужно замечать и о чем должно размышлять (с.379).

(2) Обольщение действует постепенно (с.380).

b) Путь, способ и распространение греха в действии обольщения (с.380).

(1) Высшая цель всех действий греха – смерть (с.381).

(2) Грех, как правило, действует посредством искушения (с.381).

(a)  Разум увлекается, или отвлекается от исполнения обязанностей (с.382).

(i) Разуму вменяется в обязанность соблюдать себя и душу в целом в таком состоянии и расположении, какое позволяло бы ей с готовностью исполнять все обязанности послушания (с.383).

(a) Грех силится отвратить разум от надлежащих размышлений о мерзости в состоянии осознания сей мерзости и опасности (с.384).

(b) Обязанность постоянно хранить душу в святых размышлениях о Боге и благодати Его (с.386).

 

Глава 9

(ii)  В частности, обязанность ума состоит в том, чтобы проявлять внимание ко всем действия (таким, как молитва и размышления), дабы они совершались так, как того требует Бог (с.394).

(a) Размышлять о Боге вместе с Богом (с.395).

(b) Размышлять о Слове в Слове (с.396).

(c) Если нам чего недостает в постоянстве и последовательности таковых помышлений наших, то пусть сей недостаток восполняется частотою оных (с.396).

(iii) Почему эта обязанность способствует уничтожению греха (с.396).

(a) Надлежащее дело души при исполнении сей обязанности состоит в том, чтобы размышлять обо всех тайных действиях и движениях греха (с.396).

(b) При исполнении этой обязанности сердцу сообщается глубокое и полное осознание порочности греха вместе в новым чувством стойкого отвращения к нему (с.398).

(c) Это путь, назначенный и благословенный Богом для обретения силы и крепости пред лицом греха (с.399).

(d) Вера в молитве подрывает все действия обольщения греха (с.399).

(iv)  Путь, посредством коего обольщение греха отвращает разум от надлежащего сознания мерзости греха (с.401).

(a) Грех старается привести плоть к измождению (с.401).

(b) Обольщение греха пользуется порочными доводами (с.403).

(c) Обольщение греха внушает мысль о том, будто возместить ущерб от неисполнения одной обязанности можно путем исполнения других обязанностей (с.403).

(d) Всяческими посулами и обещаниями грех убеждает душу в том, что она сможет усерднее исполнить эту обязанность в другое время, когда представится более удобная возможность (с.404).

 

Глава 10

(v) Что касается надлежащего исполнения всякой обязанности, то недостаточно просто исполнять то, что собственно требуется, - необходимо, чтобы исполнение сие было во всех отношениях соотнесено и сообразовано с соответствующим правилом (с.408).

(a) Есть некоторые особые предметы, на которые мы, согласно правилу, должны обращать внимание и которые должны пребывать в помышлениях ума нашего при исполнении всякой обязанности (с.409).

(i) Что до существа таковых предметов, то оно должно быть полным и совершенным (с.410).

(ii) Обязанность, касающаяся этих предметов, должна совершаться в вере (с.411).

(iii) Должно непременно принимать во внимание способ исполнения всякой богоугодной обязанности (с.412).

(iv)Разум должен заботиться о целях исполнения обязанностей (с.413).

(b) Есть множество различных обстоятельств, связанных со всяким грехом, которым верующий, в силу служения и обязанности разума его, должен придавать особое значение (с.415).

(i) Всевластие Бога (с.416).

(ii) Обольщение греха (с.417).

(iii) Любовь и благость Бога (с.418).

(iv)Обитание Духа (с.419).

(a) Именно по причине обольщения греха разум погружается в духовную леность, вследствие чего пренебрегает этой обязанностью (с.420).

(i) Небрежение (с.420).

(ii) Нежелание испытывать побуждение исполнять эту обязанность (с.421).

(iii) Слабые и бесплодные попытки возвратиться к исполнению этой обязанности (с.421).

(iv) Малодушие при приближении трудностей на пути и ограничений (с.421).

(b) Обольщение греха отвлекает разум от бодрствования и исполнения обязанностей посредством неожиданных натисков греха (с.422).

(c) Обольщение находит на разум вновь и вновь, насылая мысли о запинающем грехе, овладевая им и торжествуя над ним (с.422).

 

Глава 11


(a) Обольщение чувств (с.424).

(i) Чувства запутываются в сетях греха (с.424).

(a) Когда они вызывают в воображении образы предлагаемого им предмета, к которому влечет и притягивает их это обольщение греха (с.424)

(b) Когда образ обретает власть над разумом, вселяя в него пустые помыслы с тайною радостью и удовольствием (с.425).

(c) Склонность, или готовность принять доводы, которыми оправдывается совершенный грех, или нечто такое, что облегчит тяжесть совершенного греха, есть свидетельство того, что чувства запутали в сетях (с.426).

(ii) Как обольщение греха обольщает и опутывает сетями греха чувства (с.427).

(a) Оно пользуется своим прежним влиянием на разум в отвлечении его от бодрствования и осмотрительности (с.427)

(b) Обольщение предлагает грех как нечто желанное, как нечто такое, что принесет наивысшее наслаждение порочной части наших чувств (с.427).

(c) Обольщение греха скрывает опасность, связанную с грехом (с.428).

(d) Обольщение возбуждает порочные помыслы в разуме, дабы он сосредоточился на предлагаемом грехе, дабы грех был зачат и рожден (с.430).

(iii) Как нам исполнять эту обязанность (с.430).

(a) Храните чувства свои в отношении предмета их (430).

(i) В общем: устремите чувства свои к небесному (с.431).

(ii) Что касается предмета ваших чувств, в частности, то пусть оным будет крест Христов (с.431)

(b)   Ищите силы, влекущей чувства к небесному (с.432).

 

Глава 12


(b) Зачатие собственного греха в воле (с.433).

(i) Воля есть принцип, ближайшее местопребывание и причина послушания и непослушания (с.434).

(ii) Согласие воли на грех проявляется двояко (с.434).

(a)Таковое согласие может быть полным, абсолютным, законченным и осмысленным (с.434).

(b) Согласие воли также может сопровождаться тайным противодействием и волеизъявлением, имеющим целью достижение противоположного (с.434).

(iii) Не может быть абсолютного, несомненного и полного согласия воли верующего на какой бы то ни было грех (с.435).

(a) В его воле пребывает принцип, тесно связанный с добром, со всяким добром (с.435).

(b) В воле также есть тайное нерасположение к собственному действию, в коем она соглашается на грех (с.435).

(iv)Повторяющиеся, многократные действия, в которых воля соглашается на грех, могут породить в ней расположение и склонность к подобным действиям (с.436).

(v) Это согласие воли может быть рассмотрено двояко (с.436).

(a) Как оно осуществляется в связи с обстоятельствами, причинами, средствами и побуждениями ко греху (с.436).

(b) Как оно связано с тем или иным действительным грехом (с.436).

(i) Воля есть разумное влечение (с.437).

(ii) Она не избирает ничего иного, кроме того, что имеет вид блага, что в настоящее время представляется неким благом (с.437).

(iii) Причина, по которой зачатие греха здесь представлено как следствие того, что разум отвлекается от исполнения своих обязанностей, а чувства попадают в сети греха (с.437).

(a) На волю воздействует довод о том, что благодать превозносится в прощении и что милость уготована для грешников, но порочный разум обращает довод сей в повод к распутству (с.438).

(b) Обольщенный разум навязывает воле порочные доводы, дабы добиться согласия ее на грех, предлагая ей преимущества, которые она якобы в великом преизбытке может обрести благодаря сему (с.441).

 

Глава 13


(c) Рождение греха собственно в совершении его (с.447).

(i) Когда зачинается грех, Господь затрудняет рождение его Своим промыслом, устраняя или пресекая ту силу, которая абсолютно необходима для рождения или осуществления его (с.448).

(a) Он отнимает жизнь, которая есть основание всякой силы (с.449).

(i) Бог в судебном порядке не пресекает и не лишает жизни ни одного из тех, кого называет Своими (с.450).

(a) Это прямо противоречит явственно возвещенной цели долготерпения Божьего к таковым (с.450).

(b) Те, кто вследствие такового суда лишаются жизни, должны погибнуть навеки (с.450).

(ii) В некоторых случаях Бог может лишать Своих детей жизни и действительно лишает таковых жизни, чтобы предотвратить вину, которую они в противном случае навлекли бы на себя (с.451).

(a) Примером сему может послужить пришествие на мир некоего великого искушения и испытания (с.451).

(b) Если верующие становятся на путь, не благоугодный Богу, по неведению или незнанию помышлений и воли Его (с.451).

(с) Бог промыслительно препятствует рождению зачатого греха, пресекая и устраняя силу тех, которые зачали его (с.451).

(i) Так происходит только в случаях особых искушений (с.454).

(ii) Бог соделывает сие, дабы люди помышляли о своем состоянии и о том, что они делают (с.454).

(d) Бог промыслительно препятствует рождению зачатого греха, употребляя внешнюю противодействующую силу в отношении грешников (с.454).

(e) Бог препятствует рождению зачатого греха, удаляя, или устраняя те предметы, в связи с которыми или посредством которых должен был совершиться зачатый грех (с.455).

(f) Бог совершает сие, чудесным образом изменяя направление мыслей людей, которые зачали грех (с.456).

(i) Это может помочь нам глубже постигнуть промысл Божий (с.456).

(ii) Если мы обратимся к нашим заботам и делам, то они особым образом побудят нас почитать и превозносить премудрость и силу промысла Божьего в препятствии распространению зачатого греха (с.457).

(iii) Жалкое состояние нечестивых людей (с.457).

(iv)Не отчаивайтесь, когда будете видеть, как запоры, удерживающие человеческие вожделения и гнев, отверзаются и как потоки зла устремляются против церкви и дела ее (с.459).

(v) Те, кто получил пользу от какого бы то ни было из упомянутых путей, могут знать, кому они обязаны своим сохранением, и не почитать его чем-то маловажным (с.459).

(vi) Благодаря сему мы также можем уразуметь чрезвычайную пользу человеческого начальства в мире, этого великого установления Божьего (с.460).

(vii) Как Бог препятствует рождению зачатого греха, воздействуя на волю грешника (с.460).

(a)Бог соделывает сие, являя ограничивающую благодать (с.461).

(i) Орудие общего действия ограничивающей благодати состоит в определенных доводах и рассуждениях, предлагаемых уму грешника (с.462).

(ii) Никаких соображений и доводов как таковых не достаточно для того, чтобы остановить какое бы то ни было намерение ко греху, воспрепятствовать оному или не дать родиться зачатому греху (с.462).

(iii) Некоторые доводы, используемые Богом с этой целью (с.462).

(a) Бог останавливает многих людей на путях их при зачатии греха доводом о трудности, если и не невозможности совершения того, к чему они стремятся (с.463).

(b) Бог совершает сие, приводя довод abincommodo (с.464).

(c) Бог совершает сие, используя довод ab inutile(с.465).

(d) Бог совершает это дело, использую доводы ab honesto(с.466).

(b) Бог предотвращает рождение зачатого греха истинно духовной спасающей благодатью (с.467).

(i)  В сем отчасти заключается тайна Его благодати и любви (с.468).

(ii) Бог совершает сие особой содействующей благодатью (с.469).

(iii) Бог соделывает это путем скорбей (с.471).

 

ЧАСТЬ 3:

ПОСЛЕДСТВИЯ И СИЛА ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЕСТЕСТВЕ ГРЕХА

 

Глава 14


I. Последствия греха в жизни верующих (с.473).

 

A. Ужасные проявления и действия греха в жизни верующих (с.473).

1. Согласно Писанию, таковые проявления греха в большинстве случае имели место в жизни людей, у которых были особые заслуги в хождении пред Богом в роде своем (с.474).

2. Эти люди впали в тягчайшие грехи свои, прослуживши Богу долгие годы (с.474).
3. Каждый из них пал вскоре после того, как получил великие и дивные милости от руки Бога (с.474).

B. Грех проявляет силу свою в привычных отступлениях многих верующих от ревности и святости (с.476).

1. Отступление от ревности (с.479).

2. Отступление от радости (с.480).

3. Отступление от общего дела послушания (с.481).

C. Пребывающий в человеческом естестве грех является причиной всякого совершающегося греха и всех привычных уклонений от истины в жизни верующих (с.481).

1. Судя по тому, какие усилия приходится предпринимать в борьбе против греха, это действие великой власти и силы (с.481).

a) Само Слово и все установления Евангелия предназначены и даны нам с этой целью (с.482).

b) Что придает вес сему соображению (с.483).

c) Святым во всякое время также подается благодать от Главы их, Христа (с.484).

d) Господь Христос готов оказывать особую помощь душам тех, кого Он называет Своими (с.487).

 

 

Глава 15


2. Пути и орудия, с помощью коих пребывающий в человеческом естестве грех одолевает верующих, что ведет к постоянному уклонению их от пути благодати и, по действию силы тления, к умалению меры святости в жизни их (с.490).

a) Опыт первого обращения и призвания грешников к Богу и Христу (с.490).

(1) Новое, острое осознание прощающей милости (с.490).

(2) Новый вкус к духовному (с.491).

(3) Пребывающий в человеческом естестве грех пытается отвратить эти источники духовности (с.492).

(a) Он действует посредством лености и небрежения (с.492).

(b) Он действует, внушая душе нерасположение к усердию в благодарном послушании (с.493).

(c) Пребывающий в человеческом естестве грех часто преуспевает в запирании этих источников евангельского послушания ложными и глупыми мнениями, искажающими простоту Евангелия (с.495).

b) Пребывающий в человеческом естестве грех совершает сие, отвлекая людей от бодрствования пред лицом опасности возвращения сатаны (с.497).

(1) По действию его, душа запутывается в сетях привязанностей к вещам мира сего (с.499).

(2) Душа становится небрежной и перестает бодрствовать (с.500).

(3) Пребывающий в человеческом естестве грех прибегает к нечестивым примерам, подаваемым тем, кто ложно называет себя христианами, среди каковых живут истинно верующие (с.501).

(4) Грех питает некое особое тайное вожделение в сердце (с.503).

(5) Греху содействует небрежение христианина в уединенном общении с Богом в молитве и благочестивых размышлениях (с.506).

(6) Возрастание в рассудочном познании истины без соответствующего исполнения заповедей (с.507).

(7) Возрастание в плотской мудрости (с.508).

(8) Некий великий грех, долго пребывающий в сердце и совести, в котором человек не раскаялся вовсе или не раскаялся так, как должно и как того требует сам предмет сей (с.509).

Глава 16

 

II. Последствия греха в жизни неверующих (с.511).

 

A. Власть греха проявляется в насилии, которое она совершает над природою людей (с.512).

1. Грехи против природного принципа любви к своему потомству и заботы о сохранении и воспитании его (с.514).

2. Все другие грехи против главнейших велений закона природы, которыми люди пятнают и порочат себя (с.515). 

B. Действие сие проявляется в препятствовании людям в вере во время домостроительства Евангелия (с.516).

1.Во время домостроительства Евангелия тех, кто истинно верует, весьма немного (с.516).

2. В проповеди Евангелия людям в качестве побуждения к вере предлагается в совокупности все, что по отдельности побуждает их делать то, что они делают в жизни своей (с.617).

a) Евангелие есть самое разумное, что может быть предложено разумению человека (с.517).

b) Евангелие есть самое полезное, к чему может быть приглашен человек (с.517).

c) Евангелие также есть самое приятное, что может быть предложено человеку (с.517).

d) Уверовать в Евангелие, вне всяких сомнений, есть самое необходимое, что должен сделать человек (с.518).

3. Пребывающий в человеческом естестве грех, и только он, соделывает людей неспособными веровать и препятствует им в вере (с.518).

 

C. Это проявляется в полном отступлении этих людей от Бога (с.519).

1. Действие сие проявляется в том, что оно препятствует или противодействует тому чрезвычайному величию силы, которое несет с собою Слово, обличая людей и ведя их к обращению (с.520).

2. Это отвращает их от тех надежд на небеса, которые они обрели, подвергшись обличениям, ставши на путь послушания и некоторое время веруя (с.521).
3. Попав в сети греха, они отвращаются от пути праведности, который ранее познали (с.523).
4. Грех являет силу свою в них, ведя их к полному отречению от Бога, открывшегося во Христе, и силы всякой евангельской истины (с.524).

 

Глава 17


III. Сила пребывающего в человеческом естестве греха проявляется в его противодействии власти закона (с.525).

 

A. Закон обнаруживает грех (с.525).
B. Закон не просто обнаруживает грех, но обнаруживает его как весьма плохого обитателя души (с.526).
C. Закон судит человека (с.527).
D. Закон беспокоит и пугает душу (с.528).

E. Закон убивает душу (с.528).

1. Он не терпит поражения (с.529).

2. Он вовсе не побежден, напротив, он еще более разгневан (с.530).

F. Вопрос: Может сложиться впечатление, что проповедь закона способствует победе над грехом (с.530).

G. Ответы (с.530).

1. Общеизвестно, что власть закона Божьего весьма велика и могущественна (с.530).

2. Какое бы влияние закон не оказывал на некоторых, мы видим, что большинство людей, по причине власти и господства греха, остаются к нему безучастны (с.530).
3. Когда производится какое-либо из упомянутых следствий, это происходит не от силы буквы закона, а от истинной действенности Духа Божьего, являющего силу Свою и власть для достижения соответствующей цели (с.530).
4. Что бы мы ни наблюдали в связи с проявлением власти закона над душами людей, все же очевидно то, что вожделения не побеждаются, не покоряются и не умерщвляются им (с.531). 

a) Хотя по действию закона на некоторое время проявления греха могут уменьшиться, все же источник и начало его от этого не истощается (с.531).

b) В такие времена верующий не побеждает грех, а просто препятствует его проявлению (с.531).

(1) Все великие усилия людей, не знающих праведности Христовой, к покорению и умерщвлению греха, бесплодны и являются свидетельством великой силы и власти греха (с.532).

(a) Они будут давать обеты и связывать себя клятвами против тех грехов, которыми они были подвержены в наибольшей степени и которые, по причине сей, более всего смущали их (с.533).

(b) Но, помимо собственно клятв и обетов, равно как и бодрствования в разумном использовании обычных средств, люди прибегали, а некоторые и до сих пор прибегают к особым способам умерщвления греха (с.536).

(2) Еще одним свидетельством силы, могущества и власти этого закона греха может служить его жизнь и пребывание в душе, равно как и противодействие, оказываемое ему благодатью (с.536).



Обновлен 02 июн 2020. Создан 25 мар 2020